За гомофобские комментарии в Швейцарии теперь можно схлопотать 60-дневное тюремное заключение и крупный штраф.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Именно это случилось с Аленом Бонне, 65-летним франко-швейцарским полемистом, более известным под псевдонимом Ален Сораль. В 2022 году Сораль выпустил ролик, в котором назвал одну швейцарскую журналистку “жирной лесбой” и “полоумной гомоактивисткой”. Поначалу кантон Во признал его виновным в клевете и приговорил к штрафу. Тогда Сораль обжаловал решение, сочтя его несправедливым. Прокуратура также подала апелляцию, решив, что приговор, наоборот, недостаточно суров.
В октябре суд кантона Во постановил, что первоначального наказания недостаточно. Он признал Сораля виновным в дискриминации и разжигании ненависти и незамедлительно отправил его в тюрьму на два месяца.
Теперь Соралю остается подать апелляцию лишь в швейцарский суд высшей инстанции. А если и это не удастся, он сможет обратиться в Европейский суд по правам человека. Как бы то ни было, шансов у него немного.
Нет никаких сомнений в том, что Сораль — фигура пренеприятнейшая. В 2019 году его осудили во Франции за отрицание Холокоста, он хвастается тем, что избивает людей в клубах, а также самопровозглашенный эксперт по тому, как уложить в постель побольше женщин. Однако если свобода слова не пустой звук, мы должны гарантировать ее даже тем, чьи взгляды находим нежелательными.
Приговор Соралю раскрывает удручающее состояние свободы слова в Швейцарии. Прежде всего, это обличает опрометчивое решение страны 2019 года поместить гомосексуалистов под особую защиту. Это законодательное изменение, поддержанное на референдуме, создало почву для дальнейшей криминализации гомофобского “языка вражды”. Так, собственно, и вышло.
Заявления Сораля оскорбительны, но не должны считаться преступлением. Увы, у немногих общественных деятелей Швейцарии хватило мужества отстаивать его право на оскорбительные высказывания. Даже швейцарские средства массовой информации, так кичащиеся своей оппозицией политкорректной диктатуре и бойкоту неугодных, предпочитают отмалчиваться.
Возьмем, к примеру, сатирический журнал Nebelspalter, чье название переводится как “Разгоняющий туман”. Редколлегия уверяет, что “либеральна до предела” и “свято верит в свободу воли и свободных людей”. Но она не проронил ни слова о тюремном приговоре человеку за якобы “оскорбительные” высказывания.
А еще есть правый еженедельник Weltwoche, который также подает себя яростным противником агрессивной политкорректности и поборником свободы. Руководит газетой депутат от право-популистской Швейцарской народной партии Роджер Кёппель. С момента первого приговора Соралю в 2022 году газета удосужилась посвятить ему лишь одну скромную статью в 200 слов. И то в конце этой новостной заметки вроде бы фактического толка выступили активистки ЛГБТ-движения “Розовый крест” и назвали приговор “мощным сигналом, что в Швейцарии нет вседозволенности” и что “ненависти будет поставлен заслон”. Похоже, Weltwoche не видит ничего предосудительного в том, чтобы сажать людей за решетку за “речепреступление”.
Слишком многие — и левые, и правые — отказывают в свободе слова тем, чьи взгляды они порицают. Именно поэтому государство оказывается вправе преследовать и сажать в тюрьму людей за слова и мысли. Это представляет собой серьезную угрозу основополагающей свободе швейцарских граждан — свободе высказывать свое мнение.
Но не все потеряно. Благодаря конституции швейцарцы всегда могут отменить или изменить неугодное законодательство на референдуме, если его потребуют более 100 тысяч граждан. У нас есть прекрасная возможность перечеркнуть те законы, приведшие Сораля за решетку.
Но чтобы иметь хотя бы проблеск надежды на отмену этих драконовских мер в будущем, мы должны приводить веские доводы уже сейчас. Мы должны отстаивать свое право быть неприятным, а для кого-то даже оскорбительным. И мы должны помнить, что свобода слова либо абсолютна, либо ее нет.
Андреа Земан — писатель из Швейцарии